Костан ЗАРЬЯН, "Испания":

"События в Армении, как и до этого в Венгрии, Сербии, Греции и Болгарии, - это чисто военные эпизоды. Турки вторглись в нашу собственную страну и насильственно овладели ее частью. (...)

Мы ... стоим внутри страны, стоим на очень важной стратегической линии. На более важных позициях, чем прежде. Раньше мы были рассеяны и смешаны с чужеродными и враждебным элементами, а сегодня на клочке родной земли мы - монолитная нация, стоящая единым фронтом, кующая новый дух и путем глубокого культивирования земли стремящаяся к ... новому человеческому типу целая армия. Мы трудимся и ждем, ибо знаем, что в той части нашей Родины, которую мы покинули, то, чего не смогли сделать мы, сделает за нас сама страна. Сделают наши горы, наши долины и ущелья...

Некоторые племена туземцев Австралии справедливо верят, что чужие страны покорить невозможно, потому, что на этих землях ещё продолжают жить духи предков. И родившимся на этой земле детям завоевателей самой судьбой предназначено воплотить дух предков коренных жителей. Такая вера содержит в себе большую психологическую истину. Завоеванная чужая страна вбирает в себя завоевателей.

Смотрите, что  происходит сейчас с турками. Когда они явилиись в нашу страну, они были лишенной человеческого облика скотоподобной, дикой, налетающей как вихрь, сворой слепых, необузданных разрушителей. Это грохочущий ураган заставил умолкнуть все другие голоса, уничтожил на своем пути  все цивилизации, предал мечу множесво племен, сравнял с землей прекрасные города, сжег и развеял в прах великолепные памятники искусства и культуры; а однажды из-за малодушия христиан и пап он взял в руки зеленое знамя ислама, утвердил вселенский халифат и продолжил свою захватническую политику уже во имя Магомета... (...) Великий Турок был так силен, что даже могущественные государства отзывались о нем с почтительностью, не говоря уже о нас. И однако же, наш простой народ в глубине души тайно лелеял тот огонь, ту веру в будущее и возрождение, против которой бессильно все насилие мира. Турок это знал и, чтобы убить веру, убивал тело. Но он не знал, что чем сильнее он убивает тело, тем сильнее будет возрождаться дух. Младотурки в годы великой войны {Первая мировая война. - прим. перев.} решил повторить последний решающий жест османцев - подвергли ужасающей резне остальное армянство. Но случилось то, что должно было случиться, к чему наш дух и судьба готовили на протяжении веков: под грудами трупов было погребено и навеки исчезло османство, а вместе с ним и туречество. (...)

Обитающие в нашей стране души наших предков победили окончательной и решающей победой. В той мере, что сегодня турки официально и вполне решительно отказываются от своего племени, от своей веры, от своих традиций, своиз песен и своего прошлого. Уникальное явление в истории! Они говорят: мы - это не мы.

Они говорят: мы не пришельцы, не чужеземцы, а коренные жители, с самого начала зародившиеся здесь, здесь выросшие и создавшие свою культуру. Вчерашний день? Прошлое? - Нет, то были не мы. Мы - это не мы. И меняют свои одеяния, меняют свои имена, всячески пытаются изменить свой образ мышления и чувствования.

Не так, как японцы, принимающие чужую технику, для того, чтобы еще более утвердить и сохранить свой сильный национальный дух, веками культивированное свое могучее "я", а наоборот, отрекаются в особенности от этого "я". И потребность в этом отречении так сильна, так болезненна и неодолима, что они обращаются к научному, официальному, вынужденному шарлатанству. Кричат, призывают, подвергают расстрелу, подкупают! Принудительный закон - мы больше не мы. (...) Правда в том, что турки находятся на пути объармянивания.

Действующая изнутри неодолимая сила сковала, подчинила их свое воле. И эта сила готовит их к последнему, уже политическому и культурному завоеванию, оно наступит, предопределенное и исторически необходимое. Ибо с том, стоящим у границы и ожидающим армянством скоро произоет то, что происходит со Св.Софией: полумесяц сброшен, голоса муэдзинов замолкли и из-под штукатурки ярко проступает прекрасная мозаика. Армянский дух готовится, и часто вопреки армянам, к своей решающей роли...

Вообразите, до чего дошло самоотречение турок. Как все примитивные  люди, они питают глубокое уважение к "начным" фактам, к науке и факту в немецком понимании... И свое "мы - это не мы" они сегодня хотят непременно сделать ощутимым и доказать материально... "Вот, возьмите в руки этот череп, как Гамлет череп Йорика, и вы убедитесь, что мы - это не мы." Они решили вскрыть несколько могил и на антропологических и анатомических примерах показать, что генеологически они принадлежат и всегда принадлежали к аборигенам.

Только первая же могила, которую они собираются вскрыть или уже вскрыли, приинадлежит гениальному архитектору... Этого архитектора звали Синан, и по происхождению он армянин... Турки, конечно, настаивают, что все жители Турции - турки. Это нужно им для того, чтобы доказать, что турок не турок и никогда им не был. Что бы вы сказали о сыне-выродке, который, биясь головой о стены, бегал бы и кричал направо и налево, что он не сын своего отца, отыскивал бы фальшивые документы, заста­вил бы вскрыть чужую могилу и во имя отречения поменял свой язык, свою письменность и имя? (...)

Они хотят обмануть историю и себя самих. Лишенные самобытной творческой силы, изгнанные из всех тех стран мира, куда они врывались насильственно, без какоголибо прошлого, без будущего, они остановились, ошеломленные, перед нашими горами. Из оставленных нами могил вышли сотни тысяч душ и сковали их, обезумевших, объятых страхом и всеобщим психозом: "Мы  это не мы, мы – это вы...". (...)

Это ставит перед армянством трудные и радикальные задачи, от решения которых зависит все наше будущее. (...) Турок надо оставить на акценте "мы - это вы", не то роли могут и поменяться..."

(Отрывок из перевода книги Костана Зарьяна "Испания" любезно предоставлен сайту Ириной Карумян. Те, кто заинтересован в издании этого перевода, могут написать нам. Мы передадим послание г-же Карумян.)

 

Арис КАЗИНЯН, политический обозреватель (газ. "Голос Армении" 21.05.02):

"Вся история Арм по сути - не что иное, как адресованный миру ... Единый Армянский вопрос."

 

Севда СЕВАН, роман "Родосто, Родосто" (радиопостановка; Арм радио 02.02.03):

Армянский фидаин в рядах болгарской или австрийской армии в период Первой мировой чешет бороду, мучаясь от нападения "армии вшей, гораздо более мощной, чем турецкая".

{Легендарный армянский полководец начала XX века} Андраник: Земля лучше помнит, чем человек. 10 веков пройдет, она руку обрабатывавшего ее крестьянина узнает.

 

Вехиб МОХАММЕД, главнокомандующий Кавказским фронтом турецкой армии 1918 (речь к армянскому делегату Каджазнуни; "Республика Армения" 28.05.02, # 29):

"Судьба гонит Турцию с Запада на Восток. Мы ушли с Балкан, уйдем и из Африки, но мы должны распространяться на Восток - здесь наша кровь, наша религия, наш язык. И все это обладает стихиной притягательностью. Наши братья повсюду, и мы долны иметь путь к ним. Потребовав Ван, вы перекроете нам дорогу в Персию. Потребовав Нахичеван и Зангезур, вы встанете преградой в долину Куры и Баку, Карс и Ахалкалак преградят нам путь к Казаху и Гандзаку. Вы должны убраться и открыть нам путь. Вот о чем наш главный спор!"

 

Hosted by uCoz